Домашняя страница ➜ Блог фотографа и видеографа ➜ Обзоры фототехники
Лучшие и худшие советские объективы. Обзор отечественных объективов. Нюансы использования на современных цифровых камерах. Объективы Гелиос, Зенитар, Индустар, Юпитер.
После покупки зеркальной или беззеркальной цифровой фотокамеры с китовым объективом, обладающим посредственными оптическими характеристиками, многие задумываются о приобретении своего первого не комплектного объектива, чтобы получить то самое пресловутое боке (размытие заднего фона). А денег на такую покупку особенно у начинающих обычно нет. И вот тут возникает соблазн купить на вторичном рынке советский объектив, который и стоит вроде бы немного и боке у таких объективов бывает даже интереснее, чем у современных собратьев.
И если Вы планируете выбрать советский объектив для использования его с современным цифровым фотоаппаратом, то нужно иметь ввиду такие нюансы (это помимо необходимости покупки соответствующего переходника):
- С зеркальными цифровыми фотоаппаратами мануальную советскую оптику использовать затруднительно, так как объективы советских фотоаппаратов были рассчитаны на меньший отрезок – расстояние от задней линзы по фотоприемника. Придется покупать переходник с корректирующей линзой, которая ухудшит оптические свойства объектива.
- Фокусироваться придется вручную, поэтому если Ваш фотоаппарат не обладает ассистентами ручной фокусировки такими как фокус-пиккинг или увеличитель зоны фокусирования, то многие Ваши снимки особенно в первое время уйдут в брак.
- Линзы старого объектива могут быть загрязнены машинным маслом или грибком, при чем такие загрязнения могут быть не заметны при покупке советского объектива.
- Некоторые старые объективы, предназначенные для пленочных камер, оснащены рычагами управления диафрагмой (так называемый «автомат» или «прыгалка») и не на всех советских объективах есть переключатель, отключающий автоматическое управление диафрагмой. Поэтому с таким объективом придется или снимать всегда на открытой диафрагме или делать блокировку (или реверс) рычага управления автоматической диафрагмой.
- Все советские объективы обладают паспортной резкостью, которая была рассчитана на полнокадровые пленочные камеры, а поэтому резкости всех советских объективов не достаточно для разрешения цифрового сенсора современных не то что кропнутых (APS-C или micro 4/3) камер, но даже и полнокадровых цифровых фотоаппаратов с разрешением сенсора от 20 МП и выше.
- Барыги на вторичном рынке задирают цены на качественные советские объективы, поэтому не факт, что Вы таким образом именно сэкономите.
- Ну и последнее. Не смотря на то, что производственные линии по изготовлению оптики изначально достались Советскому Союзу при дерибане союзниками нацистской Германии, культура производства в СССР хромала и не все наработки немцев использовались должным образом, что негативно сказывалось как на оптических свойствах советских объективов, так и на их конструкции.
Написание статьи про советскую оптику я доверил человеку, который лучше меня разбирается в этом вопросе, поэтому далее повествование будет происходить от его имени. Это автор популярного ресурса radojuva.com (Радожива).
Меня зовут Аркадий Шаповал и я пропустил через свои руки неимоверно большое количество разнообразной советской оптики. Меня попросили написать статью про пять лучших и худших советских объективов. Но сама формулировка подобной статьи уж очень абстрактна. Советская оптика очень разнообразная. Она существует:
- Под зеркальные и дальномерные (беззеркальные) фотоаппараты
- Под узкий, средний и большой формат
- Кинооптика и фотооптика
- Военная и гражданская, техническая оптика (например, для проекторов, фотоувеличителей, диапроекторов и т.д.)
- Оптика разных заводов, годов производства и направлений (например, под экспорт)
Массовая советская оптика и оптика стран бывшего СНГ чаще всего ассоциируется с полнокадровыми (под узкий формат) зеркальными объективами. Именно про некоторые подобные популярные решения я здесь и напишу.
Нужно четко и строго понимать, что советские объективы получили вторую жизнь исключительно благодаря появлению недорогих цифровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов, а также благодаря энтузиазму многих фотолюбителей.
В общем и целом я считаю советскую оптику очень слабой. У нее есть множество критических проблем:
- Массовость оптики очень плохо сказалась на ее качестве. Многие советские объективы очень слабы механически. Настолько слабы, что всего через 100 кадров у них могут начаться серьезные механические проблемы. В первую очередь – это залипание диафрагмы, масло на лепестках диафрагмы, выпадение лепестков диафрагмы, заедание кольца фокусировки и плохие допуски при сборке объективов.
- Сложность идентификации того или иного объектива. Для примера, разнообразных версий «Гелиос-44» существует больше 50. Версий того же «Гелиос-81Н» существует больше 20. Конечному потребителю крайне сложно разобраться в «зоопарке» советских объективов. Часто злоумышленники пользуются этим и выдают один объектив за другой. Частный пример – объективы серии «АВТОМАТ» продают под видом обычных объективов. Проблема в том, что все объективы серии «Автомат» никак нельзя простым способом адаптировать на современные камеры. То же самое происходит и с объективами в вариантах под байонет Contax-Киев RF.
- Возраст оптики также очень плохо сказался на качестве изделий, которые дошли до нас. Найти экземпляр в хорошем состоянии становится все сложнее и сложнее. Обычно почти вся советская оптика в прямом смысле пахнет старостью. Часто для смазки геликоидов использовалась специальная смазка, которая имеет характерный запах.
- Старые оптические схемы. Множество оптических схем являются очень сильно устаревшими. Многие из них построены еще на довоенных разработках Carl Zeiss. Технологии Carl Zeiss были взяты у побежденной Германии в качестве репараций (уплаты за военный ущерб). Тот же легендарный и всеми известный Гелиос-40 является переделкой Biotar 75/1.5.
- Многие советские объективы получили легендарный статус благодаря умелым фотографам. Проблема в том, что красивые фотографии, которые демонстрировали и демонстрируют фотографы, больше зависят от навыков самого фотографа, нежели от качества объектива. Многие фотолюбители психологически подвержены верить, что на такой же объектив можно снять точно так же. Но это самообман. Отдельно хочу выделить вклад фотографа Tigra Girl в популяризацию Гелиос-40. Именно ему современный завод КМЗ (сейчас это холдинг ШВАБЕ) должен платить большие деньги за амбасадорство.
Еще одной скрытой особенностью советской оптики является то, что практически нет достаточно широкоугольных объективов для современных кропнутых камер. Меня часто спрашивают, какой широкоугольный объектив взять на кропнутую камеру, чтобы он был хотя бы в районе 18 мм фокусного расстояния, как, например, у китовых объективов класса 18-55/3.5-5.6 и при этом обладал более совершенными оптическими показателями. Но достойных решений из советской оптики попросту нет. Более-менее достойные и доступные широкоульники начинаются с 35 мм фокусного расстояния, но на кропе 1.5x подобное ФР уже превращается в «стандартное» (в плане фокусных расстояний).
Меня просили подготовить общую сводную таблицу по советским объективам, но я не вижу в этом никакого смысла. Данные по разрешающей способности в общем и целом не играют никакой роли, так как в конечном счете все зависит от конкретного экземпляра, который дожил до наших дней. Даже один и тот же объектив, с одним и тем же именем, выпускаемый на разных заводах, может иметь разные данные о разрешающей способности и других характеристиках.
Некоторые советские объективы получили свое обновление и до сих пор выпускаются на территории современной России. Так, например, легендарный Гелиос-40 получил байонетные варианты и небольшие обновления. Правда, такие современные решения имеют достаточно высокий ценник, и потому я считаю, что это лишь попытка наживаться на старых разработках. К подобным «обновленным» решениям я отношусь крайне скептически. Весь мир делает что-то новое, но в странах бывшего СНГ продолжают воскрешать классику. Должен отметить, что та же китайская индустрия предлагает огромный выбор объективов за смешные деньги и с очень интересными оптическими характеристиками.
Лучшие советские объективы
Гелиос 44-2 2/58
Выполнен на основе Zeiss Biotar 2/58, резьба М42, очень дешевый светосильный около-полтинник. Очень распространен, можно купить ведро и выбрать удачный. Похож на другие объективы семейства «Гелиос-44». Отлично служит в качестве первой пробы советских объективов. Резкий в центре, подкручивает фон. Обязательно нужно упомянуть, что объективы серии «Гелиос-44» являются самыми массово производимыми объективами в мире всех времен и народов.
Гелиос 81Н 2/50
Выполнен на основе Гелиос-65, совместимый с зеркальным байонетом Nikon F, из-за чего и стал очень популярным. Правда, есть множество подводных камней. Резкий, компактный, подкручивает фон.
Юпитер 37А 3.5/135
Выполнен на основе Zeiss Sonnar 3.5/135, использует систему сменных хвостовиков (легко ищутся хвостовики-адаптеры на М42 и Nikon F). Короткий телевик с приятной картинкой. Один из лучших советских портретных объективов. Много лепестков диафрагмы.
Гелиос 40 1.5/85
Он же Гелиос 40-2 1.5/85. Выполнен на основе Zeiss Biotar 1.5/75, резьба М42 или зеркальная М39, легендарный, сильно крутит фон. Достаточно высокая стоимость. Необычное поле резкости. Скорее всего самый известный советский «творческий» объектив.
Индустар 50-2 3.5/50
Выполнен на основе Zeiss Tessar 3.5/50, резьба М42, очень дешевый, очень компатный, резкий в центре. Приятный блинчик. Неудобное управление диафрагмой.
Таир 11А 2.8/135
Использует систему сменных хвостовиков (легко ищутся хвосты на М42 и Nikon F). Короткий телевик с приятной картинкой. Очень много лепестков диафрагмы. Также один из лучших советских портретных объективов.
Юпитер-9 2/85
Выполнен на основе Zeiss Sonnar 2/85, резьба М42 или зеркальная М39. Хороший портретник, сложно найти резкий экземпляр.
Юпитер-11А 4/135
Выполнен на базе Zeiss Sonnar 4/135, использует систему сменных хвостовиков (легко ищутся хвосты на М42 и Nikon F). Короткий телевик с приятной картинкой. Альтернатива для более дорогого Юпитер-37А. Много лепестков диафрагмы.
Индустар 61 ЛЗ 2.8/50
Выполнен на основе Zeiss Tessar 2.8/50, резьба М42, резкий, часто берут под макрокольца для макросъемки. Просто популярная модель.
Мир-1 2.8/37
Выполнен на базе Zeiss Flektogon 2.8/35, обычно резьба М42, доступный ширик. Оптически слаб, любим за мягкий рисунок.
Можно еще отдельно отметить популярные модели: Калейнар 5н, Зенитар-М, Гелиос 77м-4, Мир-24Н, Мир-10, Мир-20 и т.д.
Худшие советские объективы
От лучшего к худшему всего один шаг. В случае с советскими объективами – это не просто красивые слова, а прописная истина. Все эти же ТОП 10 лучших объективов точно так же можно включить и в ТОП 10 худших. Все они имеют свои проблемы, или странности, или особенности. Например, от «лучшего» советского полтинника МС ГЕЛИОС-81Н 2/50 до «худшего» советского полтинника МС ГЕЛИОС-81Н 2/53 всего лишь один шаг в виде смены маркировки ‘50’ на ‘53’. Модели 2/53 более старые и имеют очень плохую механику, в куче с серебристыми или медными лепестками диафрагмы все это делает его просто ужасным объективом. При этом, что 50, что 53 – это лишь условности в обозначении фокусного расстояния, реальное ФР во всех моделях Гелиос-81 составляет около 52 мм.
Или, возьмем, Юпитер-9. Черт ногу сломит, пока найдешь вариант нужного завода без брака, который резкий уже на F/2.0.
Даже «король» Гелиос-40 может быть голым. Он интересен только на F/1.5, но с прикрытием диафрагмы становится обычной 85-ткой, да еще и с ниндзя-звездной диафрагмой. Весит очень много и не особо удобен в использовании (особенно ранние версии).
И подобных сложностей и особенностей – полно. Я не знаю ни одного советского объектива, который был бы во всех аспектах хотя бы хорошим.
Что же хорошего в советских подобных объективах:
- Доступность. Часто объективы очень дешевые. Но, к сожалению, со временем цены на некоторые из них превысили все разумные пределы. Многие объективы просто хранятся у многих людей на чердаке и достаются просто по наследству.
- Легкость адаптации на современные цифровые камеры. Достаточно купить нужный переходник и начинать творить.
- Особый характер изображения. Чаще всего характер связан с оптическими искажениями. Например, легендарное «крученое боке» – это следствие плохо исправленного виньетирвоания. Плохое просветление часто делает картинку с низким контрастом, подверженной большому количеству бликов и засветок, что, в конечном итоге, стилизирует изображение «под пленочные времена». Старые оптические схемы имеют свое характерное узнаваемое боке, например, планаро- или биотаро- или зоннаро-образное. Часто такие схемы страдают сферическими аберрациями, которые практически полностью вылечены у современной оптики.
Я не являюсь коллекционером, но практикующим фотографом, который имеет доступ к множеству современных автофокусных решений. После любого мало-мальски современного объектива связываться со старой советской мануальной оптикой не хочется. Тем не менее, я часто снимаю на советские объективы для создания обзоров или мини-проектов. Из последних подобных «Осень 2021» на Гелиос-81Н и «Автофокусный» Гелиос-44-м4.
С помощью старых оптических схем можно получать фотографии со своим неповторимым характером. Правда, чтобы хорошо использовать этот характер в художественных целях, нужно, как минимум, хорошо и умело снимать. Но тому, кто хорошо снимает, гораздо проще получить хороший результат на что-то более новое и современное. Особенно, если это новое имеет автофокус.
Владельцам кропнутых беззеркальных камер я рекомендую смотреть не на дешевые старые советские решения, а на дешевые китайские современные решения. Китайские мануальные объективы практически на 99% состоят из решений под беззеркальные фотоаппараты.
Советская оптика, в первую очередь, помогает фотолюбителям прикоснуться к светосильным фиксам, что может вызывать эйфорию после штатных «темных» решений.
Повторюсь, ознакомление с советской оптикой проще всего начать с дешевого около-полтинника Гелиос-44-2 2/58 (или любого другого, класса 2/58).
Спасибо за внимание и удачных кадров.
P.S. от автора сайта andrew-lazarev.com
Выше Вы прочитали статью Аркадия Шаповала о советской оптике. Но мне как автору сайта тоже хочется вставить свои «2 копейки» в данную тему.
Так как я снимаю на беззеркальные камеры с коротким отрезком, то мне интересны в том числе и объективы от дальномерных камер. У меня был опыт использования объективов Юпитер-8 2/53 и Индустар-61 Л/Д. И ничего хорошего об этом опыте сказать мне нечего – Юпитер-8 совершенно не резкий, боке у него не интересное, а Индустар-61 Л/Д – это вообще позор моего города Харькова, в котором этот объектив производили на заводе ФЭД. Такое впечатление, что этот объектив делали посредством молотка и зубила пьяные слесари низших разрядов…
Моими любимыми советскими объективами являются Гелиос 77м-4 1,8/50 и Гелиос 81Н, которые резкие на открытой диафрагме и имеют красивый подкрученный рисунок боке.
77М-4 – это объектив с автоматической диафрагмой, поэтому для использования с современными беззеркальными камерами нужно будет делать реверс усилия пружины «прыгалки» диафрагмы.
Еще одним неплохим объективом, производившимся в СССР, является Зенитар-М. Но в отличие от своих подкручивающих боке коллег, этот просто обычный резкий объектив, без каких-либо креативных особенностей.
Гелиос 1,8/53 – это пожалуй самый необычный из приеденных в статье советских стекол. Он очень компактный и при этом резкий на открытой, с красивым подкрученным боке. И даже недорого стоит на вторичном рынке. Если бы не одно «но» – байонет объектива. Правильнее сказать – его отсутствие. Для использования на современных беззеркальных камерах придется купить «переходник» с крепления Contax-Киев на байонет Вашей камеры. И стоить такой переходник будет (гораздо) дороже самого объектива.
Ну и я не удержусь и таки приведу сравнительную таблицу по моим любимым советским объективам ниже.
Сравнительная таблица характеристик советских объективов
В сравнительной таблице приведены параметры объективов из нашего рейтинга:
- Гелиос 40-2
- Гелиос 77М-4
- Зенитар-М
- Гелиос 81Н
- Гелиос 103.
Параметр / № объектива | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|
Байонет | М42, Nikon F, Canon EF | М42 | М42 | Nikon F | Contax-Киев |
Фокусное расстояние, мм | 85 | 50 | 50 | 50 | 53 |
Максимальная диафрагма | 1.5 | 1.8 | 1.7 | 2.0 | 1.8 |
МДФ, см | 80 | 45 | 45 | 50 | 100 |
Автомат | ➖ | ➕ | ➕ | ➕ | ➖ |
Резкость в центре | 36 | 45 | 43 | 52 | 55 |
Резкость по краям | 17 | 25 | 24 | 27 | 28 |
Лепестков диафрагмы | 10 | 6 | 6 | 6 | 9 |
Диаметр фильтров, мм | 70 | 52 | 52 | 49 | 40.5 |
Оптическая схема, линз/групп | 6/4 | 6/4 | 6/5 | 6/4 | 6/4 |
Вес, г | 950 | 250 | 280 | 214 | 150 |
В таблице приведена резкость по паспорту объективов, линий на мм.
Автомат ++ означает, что имеется переключатель авто/ручное управление диафрагмой.
Читайте также:
Ваши фото на советские объективы прикрепляйте к сообщениям в комментариях.
© 2021 Andrew Lazarev Production – Видеограф, фотограф в Харькове и харьковской области. Блог фотографа. Блог видеографа.
Статья про советские ширики: https://andrew-lazarev.com/blog/photo-equipment-reviews/wide-angle-ussr-lenses/
Почему-то забыли про один из лучших советских шириков Мир-24М (не путать с арсеналовским Н) 2/35. На кропнутом Canon картинка очень качественная получается.
у Юпитер 8 от Зоркого параметры 2/50 а не 2/53
Попытаюсь немного резюмировать.
1) В этой теме почти все по-своему правы. И в первую очередь это связано с тем, что ИЛИ качество советской оптики было очень нестабильным – ЕСЛИ её начинали выпускать действительно массово. Так, например, согласно данным журнала “Оптико-Механическая промышленность, разрешение “Гелиоса-44” имело разброс более чем в два раза! ИЛИ она выпускалась малыми партиями, и найти такой экземпляр достаточно трудно. Это в первую очередь касается объективов КМЗ и ЗОМЗ. “Мир-1” Загорского завода по качеству ничем не отличался от флектогона, хотя и был пересчитан на более простые стёкла. Примерно такого же качества красногорский, но обычно он сильнее желтит (другое просветление). А вот “Мир-1В” и “Мир-1Ш” в среднем были существенно хуже. Это же относится к “Юпитеру-21А” от КМЗ и вологодскому”Юпитеру-21М”.
Сразу же опять о лучшем. ЗОМЗ выпускал нереально качественный объектив “Апо-Таир-1” с огромной флюоритовой линзой. Он намного лучше “Апо-телезенитара-300”, но и намного больше и тяжелее. По разрешению он не уступает “белому” Canon2,8/300L, но, увы, не имеет МС и потому контраст чуть пониже. Зато он выглядит точно как ширпотребовский “Таир-3А”, и за него вы не получите по голове во время съёмки. Но это – страшный дефицит. Кто его держал в руках?
КМЗ выпускал “Зенитар-М 1,7/50″в двух вариантах: обычный, где задняя линза крепилась простым резьбовым кольцом – это хороший объектив, но не более. И объектив, который шёл поначалу к “Зениту-19”. Задняя линза крепилась через специальное ФРЕЗЕРОВАННОЕ кольцо в трёх точка – как ювелирный камень. Это – оптический шедевр, по разрешению не уступающий никкору (но не имеющий его МС и потому менее контрастный).
2) О модификациях объективов. Вот тут Аркадий совершенно прав.
Тот же самый оптически великолепный “Юпитер-3” известен мне в десятке вариантов .Я не имею в виду – для “Киева” или для “Зоркого”. Я имею в виду а) конструкцию линзоблоков, б) степень чернения торцов линз и в) тип просветления.
Самая большая проблема – третья. Немецкий зоннар уже имел МС, хотя в это трудно поверить. Но на старом, царапанном зоннаре под лупой хорошо видно, что слоёв было минимум два. Наши забрали в счёт репараций вакуумную камеру для просветления, но расколотили её при посадке самолёта. После этого начались попытки создать хорошее однослойное покрытие. Проблема в том, что наилучшее с точки зрения поглощения переотражений покрытие имеет фиолетовый цвет (почему – долго объяснять), а потому влияет на цветопередачу (на просвет объектив желтит). Поздние “бесцветные” объективы имеют и больший уровень переотражений. Но самый ужас – это ярко-бирюзовое просветление от КМЗ. Мало того, что на просвет такой объектив жёлто-бурый, так ещё и голубые зайцы бегают по всему полю кадра.
Теперь о второй проблеме. Цейсс делал удивительно качественное чернение, но со временем оно шло белыми трещинами, а у Шнайдера появлялись знаменитые “шнейдериты”. Наши поначалу использовали лаки, дававшие не чёрный, а серый цвет торцов (у КМЗ И ЗОМЗ). Но уже у валдайских “юпитеров” эти торцы чуть ли не белые. Хотите снимать на ЧБ – берите Ю-3 с “аметистовым” просветлением и тёмно-серыми торцами линз от ЗОМЗ.
Попутно о том, надо ли гнаться за “юпитерами” из “цейссовских” линзоблоков (в том числе “ЗК”). Не надо однозначно. Достаточно посмотреть на номера линзоблоков, чтобы увидеть, что передний и задний блоки практически ВСЕГДА имели разные номера. То есть главное преимущество цейссовской оптики (комплектность) было потеряно. Хороший “Юпитер” от КМЗ или ЗОМЗ по качеству почти всегда будет лучше “винтажного”.
3) Качество механики. Почти у всех “автоматических” объективов оно ужасно. Исключения можно пересчитать по пальцам (“Волна-3” для “Алмаза-102”, первая версия “Эры-6М”, “Мир-20М” в варианте “чайного блюдца”, объективы серии “Автомат” для “Киева-10, -15”). За остальное надо было сразу ставить к стенке, особенно за среднеформатные объективы от “Арсенала” – это при их заоблачных советских ценах-то! То же касается “обычной” “алмазовской” “Волны 1,8/50”. Непонятно, кем надо было быть, чтобы сделать у совершенно безупречного по оптике (и по её повторяемости качества!) объектива прыгающую диафрагму в виде двух вложенных друг в друга стаканов из чернёного алюминия, имеющих в паре чудовищное трение. Естественно, без смазки этот монстр не работает. А смазка – так же естественно – затекает на лепестки, и они слипаются. Поэтому “волну” как минимум раз в год приходится разбирать и мыть.
Ну, и немного оптимизма.
Старая цейссовская оптика в советском исполнении всё же имеет очень красивый рисунок. Это “Юпитер-3”, “Юпитер-6″ (да, тяжёлый – а вы чего хотели?), “Юпитер-9″
.(а он и не должен быть бритвенно-резким на открытой, это достигается при 1:4, а на открытой это портретник с сильной сферической аберрацией – не путайте с поздним зоннаром от Оберкохена для “Контарекса”), “Юпитер-11″ или -37, “Юпитер-21А” от КМЗ. Из отечественных разработок – в первую очередь “Таир-22”.
С широкоугольниками дело обстоит хуже. “Юпитер-12” для “Киева” надо искать с металлической окантовкой задней линзы, т.е. оригинальный цейссовский конструктив. У “Грибков” для “зоркого” надо зачернить маркером фаску задней линзы – она “светит”. И диафрагмировать Ю-12 надо до 11, чтобы получить резкость. То же относится к “Ориону-15”. “Руссар МР-2” больше распиарен. Для 50-х годов он был уникален, но сегодня откровенно слаб. Более или менее равномерную картинку он даёт на 1:22…
P.S. Оговорился – конечно, не “Таир-22”, а “Таир-11”!
По поводу отсутствие автофокуса на советской оптики. Уже есть такой адаптер (вторая версия) TZM-02 (гугл или Ютуб поможет найти и покажет применение), который мануальные стекла от leica превращает в автофокусный. Этот адаптер есть на все беззеркальных камеры от Sony, Canon, Nikon, fujifilm. Суть в том, что вопрос когда выйдет такой же адаптер с автофокусом для М42 – вопрос времени. Зная наших кудесников, они быстро его сделают. Вообще думаю заказать себе такой, разобрать и дать как образец для детали с резьбой под М42. Только надо подогнать под рабочий отрезок М42 ( 45.46 mm). У leica M, для которого сделан автофокусный адаптер составляет (27.80 mm)
Тут скорее всего ссылки нельзя вставлять. Так бы скинул вам пару видео как этот адаптер работает по фокусу по точкам и по выбранной точки. На техники Никон можно фиксировать выбранный объект фокуса и камера будет следить сама (для динамической съемки, спорта). Так что все движется и развивается 😉
Вот что пишут по поводу других байонетов (интересующий вас М42 указан)
Вообще, вопрос хорошие или плохие советские объективы очень и очень субъективный. Многое тут зависит от опыта фотографа и его желания работать с мануальной оптикой.
В свое время проводил много тестов-сравнений на свою зеркалку Nikon. Так вот между фирменным никоновским портретником Nikkor 50/1.4 и советским Гелиос 77М-4 50/1.8 визуально разницу заметили всего пару человек из более чем двух десятков, кому демонстрировались снимки. Причем предпочтение по качеству и уникальности картинки было отдано именно Гелиосу!
Что заметил: не хвалят советскую оптику именно те мастера-коммерсанты, кто может позволить себе дорогую (на порядок или в разы) современную пластмассу с автофокусом. Потому что им с ней удобнее и быстрей работать: клиент капризен и не ждет.
Мне же, как обычному смертному фотолюбителю, гораздо интересней и приятней работать именно с мануальной советской оптикой. Результат всегда непредсказуем и радует своей индивидуальностью и неповторимостью.
Потому что каждая единица старой мануальной оптики имеет свой неповторимый характер..!
Когда-то батя мне подарил свой Зенит взамен моей старенькой тогдашней Смены и вот этот объектив мне снова пригодился – тот самый Гелиос
Добрый вечер! Добавлю небольшой комментарий от себя, считаю, что имею право, так как действительно обладаю большим количеством отечественных объективов и регулярно ими фотографирую (совершенно случайно наткнулся на статью). Так вот ни слова про объективы Зенитар, например зенитар-М 1.7\50, я считаю это самый удачный объектив СССР -прекрасная резкость уже на 1,7 никаких проблем с механикой, а его тезка Зенитар-МЕ совсем не удостоился даже двух слов???, АПО Телезенитар 135\2.8 оптически очень хорош, есть проблемы с лепестками, но лечится на раз. АПО Телезенитар 300\4,5 или Юпитер-21А , про эти вообще ни слова, очень странно, хотя у них прекрасная резкость на открытых, да и в остальном отличный характеристики. Опять же в списках лучших нет Гелиоса-77М, почему? Шикарное подкрученное бокэ и приемлемая резкость. Опять же МС Волна 1,8\50 или Юпитер-3 уж точно лучше индустара-50-2. Из более новых, например МС Зенитар-к 1,4\85 – совершенно прекрасный объектив! Есть ширики, их много, и даже неплохие есть, не только МИР-1В, тогда уж можно было упомянуть МИР-1А (экспортный)! И много других есть не менее заслуживающих внимания объективов. Конечно у всех “наших” есть один конкретный недостаток – это вес, они тяжелее и габаритнее тех же Зуйко и Лейко. И зачастую хуже и в оптических свойствах, резкости контрасте и т.д. Да, дешевизна и массовость производства сказалась на качестве в сравнении с японскими или немецкими, но если говорить, именно, в ключе список лучших советс. и список худших советс., то это крайне недоработанная статья с шаблонным списком объективов, где “эксперт”, попросту поленился создать хотя бы два разных списка (лучших и худших).
Зенитар есть в сравнительной таблице, я просто его не расписал, так как сам не имел опыта съемки.
Да, это не пейзажное фото, резкое по всему кадру..,. это другое, но.., забавные и легкие фото в ретро стиле, с интересной кривизной поля.
На этом все)
….но!), есть еще на удивление интересный объектив, фото с которого на Олимпус стали для меня неожиданно хорошими.., это 16КП 1,2/50
Если будет интересно, дам и с него пару кадров
Можно делать неплохие городские зарисовочки
Городской пейзаж на гелиос 89
Объектив Гелиос 89 .
объектив Гелиос 89
Так же очень художественным считаю Гелиос 89
Гелиос 89 – это от дважды-кропа (MFT) объектив?
да, это с ФЭД микрон, размер кадра 18х24, но мои фото на полнокадровую А7, и жуткой виньетки нет, а виньетка в виде размытия смотрится как надо!) Сейчас у меня кроп а6300, но я на нее еще не поюзал это стеклышко), думаю будет не так эффектно как на полном кадре, но прямее конечно, для тех, кого пугает такая кривизна)
Интересно 🙂 моей первой камерой тоже был дважды-кроп – Агат-18к
Собачка на Юпитер)
юпитер 8 на Андреевском
У меня напротив.., о Юпитер 8 одни хорошие впечатления. Снимал с ним в паре с сони а6000
может мне нерезкий экземпляр попался. Но тогда было с чем сравнивать – с Mamiya/Sekor 55/1.4, так что не в пользу Юпитера сравнение вышло…
У меня был интересный случай – видел на ОЛХ человек продавал Юпитер-3 1,5/50 за 700 грн. как “макрообъектив на Никон” ))) Эх не было лишних оборотных денег – а так можно было его потом провалить баксов за 100 там же на ОЛХ ))
Все относительно. У меня был сборный аппарат. Объектив МИР 1. Прошу не путать с МИР 1В. У меня объектив производства Красногорского завода. На объективе гравировка гранд приз брюссель 1958 года. Это потом эти объективы начал выпускать Вилейский завод и качество стало хуже. А корпус был от зенита е. Я делал снимки высоко в горах Кавказа при “–” температурах. Ни одного отказа и хорошее качество,при том что другие аппараты отказывались снимать
МС ГЕЛИОС-81М 2/53 (именно ‘M’ и именно ’53’, с медными лепестками). При этом в данном случае ‘M’ означает ‘Моргающую’ диафрагму, а сам объектив имеет байонет Nikon F. Это к тому, что идентифицировать советский объектив по имени порой очень сложно.
Все верно. К плюсам старой оптики (не только советской) нужно еще отнести уверенную надежную работу при низких температурах. Снимая на современные объективы Sigma, уже при минус 7 грд сталкивался с отказом работы автофокусировки. А ведь заявлено “до минус 20”! Старые объективы хоть и неудобны, но таких казусов в нужный момент не допускают. Нам ли не знать, как редко иногда случается тот самый НУЖНЫЙ момент, который нельзя пропустить.
У меня случалось с Юпитер-37А (Олимпийский!) и МС ГЕЛИОС-81Н 2/50, что на холоде смазка (неизвестно, заводская ли, может быть после рукопопового ремонта) дубела и кольцо фокусера становилось бетонным.
Lumix GX8 + Гелиос 77м-4
А я вот поснимал на ю-11, старый, дальномерный, который под Зоркий заточен – оченно даже некисло получилось. Во первых – с объективом повезло, женщина продала мне наследие отца, на которое он и не снимал, фактически. А во вторых снимал на Sony fx3, c прекрасной матрицей, хоть и аппарат под видео заточен