Объективы Mirco 4/3. Лучшие и худшие - обложка статьи
03.05.2024

Объективы Micro 4/3. Лучшие и худшие

Автор: Andrew Lazarev

Обзор лучших и худших объективов для системы микро 4:3 (MFT) от Саши Акимова. Как не ошибиться в выборе оптики для беззеркальных камер Lumix и Olympus (OM System).

Обычно когда мы слышим слова «оптика для микры», от говорящего мы также слышим, что «ее очень много». А если посмотреть на ценники на эту оптику, то получается, что этой оптики гораздо больше, чем денег у нас. Поэтому в случае, когда мы рассматриваем объективы MFT, выбирать нужно вдумчиво и ответственно. 

Так как я не имею опыта эксплуатации широкого ассортимента оптики для дважды-кропов, то попросил написать статью про лучшие объективы Micro 4/3 более опытного в данном вопросе коллегу. Далее повествование будет происходить от его имени (вплоть по послесловия) :

Презентация автора статьи

Привет, меня зовут Саша Акимов, и я веду блог на Youtube о фототехнике, по возможности стараюсь при этом не углубляться в унылые фотографии таблиц и замеры резкости, виньетирования и прочие околонаучные дебри. Мне интереснее рассказывать о своих впечатлениях от использования техники от лица простого пользователя. Потому что в реальных условиях съемки, никто скучные мишени не фотографирует, а фотографируют люди красивых женщин, котиков или еще что-то более интересное.
Я пару лет использовал систему Micro 4/3 как основную для всех типов съемок, и имею большой опыт обращения с ней. Потому что и сейчас, снимая чаще на другие камеры, я все еще использую «микру» для некоторых задач, ну и просто для души.

Фотограф Саша Акимов

Постараюсь в этой статье выделить пять лучших и пять худших объективов в системе Micro 4/3. И задача эта на самом деле непростая, потому что сделать для системы, где кроп фактор 2, плохую оптику очень сложно. Это прямо надо постараться. Ибо матрица мала, пикселы расположены плотно друг к другу, и тут обязательно, чтобы линза обладала высокой разрешающей способностью. Так что прямо отвратительных, ужасных и кошмарных объективов в моем списке не будет. Но будут такие, которые мне могут не нравится по ряду причин, часто с оптикой не связанных. Или же могут быть такие объективы, которые точно не подходят для новичков, или для каждодневного использования, или еще что-то в них сделано не так, как мне хотелось бы. Разберемся сейчас с вами во всем этом. Но будьте бдительны, многое, что тут описано — это мой личный опыт, проекция моих предпочтений, коротко говоря, субъективное мнение. Если вы с этим не согласны, ну значит так тому и быть.
Беззеркальная система Micro 4/3 самая старая из ныне существующих. Ее запустили аж в 2008 году совместно компании Olympus (ныне OM-System) и Panasonic, которые до этого уже таким же образом сотрудничали в рамках зеркальной системы просто 4/3. Это я к тому говорю, что на сегодня наибольшее количество объективов существует именно для «микры», так как, помимо того, что обе компании основателя, выпускали активно объективы ориентированные на самых разных пользователей, и на любой кошелек, еще же и куча сторонних производителей смело делали и продолжают делать новые объективы для них. Micro 4/3 — никогда не была закрытой системой, поэтому там состоят такие компании, к примеру, как Leica, Sigma, Tamron, Yongnuo, Xiaomi, Laowa, Zeiss, Tokina, DJI, Blackmagic. Я, конечно же, не пробовал буквально все объективы, что под этот байонет выходили, их сотни и сотни, но самые интересные и важные, я попробовал. И сейчас про них расскажу кратко. Хотя отмечу, что в лучшие объективы было сложно впихнуть именно пять штук, ибо их, крутых линз, там сильно больше. Поэтому будут в тексте постоянно фигурировать достойные упоминания альтернативы.

Лучшие объективы на Micro 4/3

1. Panasonic Leica DG Summilux 15mm f/1.7 ASPH.

На этом объективе написано Leica неспроста, оптическую схему разрабатывали специалисты именитой немецкой компании, которая плотно сотрудничает с Panasonic. Объективчик крохотный и легкий. При этом он выдает топовую картинку, и выполнен полностью из металла. А также на корпусе имеются два кольца, одно для изменения диафрагмы, и второе для ручной фокусировки. Это один из самых резких фиксов в системе, по моим ощущениям. И у него очень удобное, в меру широкое по углу обзора, фокусное растояние, как раз подходящее для каждодневного использования. А максимальная диафрагма f/1.7 позволяет не задирать ISO при плохом освещении. Если покажется, что цена несколько кусачая, то можно поискать этот объектив на вторичном рынке. А там нетрудно найти его брата-близнеца DJI 15mm f/1.7 — это абсолютно такой же объектив, ничем не отличающийся от того, на котором написано Leica, я проверял и сравнивал. Но версия с шильдиком китайской компании стоит всегда дешевле. DJI этими линзами комплектовали свои полупрофессиональные дроны с матрицей Micro 4/3 на подвесе.

Я люблю подобные компактные, и при этом светосильные, объективы, а «микра» располагает к созданию крохотной оптики. Компактность — это одна из самых важных и привлекательных черт системы. И в ней немало таких праймов достойных упоминания. Olympus 17mm f/1.8 (экв. 34мм) — очень маленькая «тридцатьпятка». Из той же области и Olympus 12mm f/2 (экв. 24мм). У Panasonic есть отличный блинчик 20mm f/1.7 (экв. 40мм), который тоже оптически весьма хорош, но все же он в пластиковом корпусе и у него медленная система фокусировки по сегодняшним меркам.

2. Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS PRO

Раньше я часто использовал кучку недорогих фиксов, и если нужно было больше универсальности, то нацеплял на тушку Olympus 12-40mm f/2.8 (экв. 24-80), но со временем, я понял, что большую часть времени я снимаю на прикрытой дырке в районе f/4-5.6. Потому было принято волевое решение продать 12-40, а вместо него взять как раз 12-100mm f/4. Да он темнее на 1 стоп. Но в нем самом есть стабилизатор, и в тушке тоже, так что если снимать что-то не динамичное, не репортажное, то нормально. А если в студии снимаешь, то вообще без разницы какая там дырка, света достаточно. И в итоге, после того, как я приобрел 12-100mm PRO — другие объективы подключались к камере все реже. Потому что это воистину универсальная вещь, где есть все необходимые в обиходе фокусные, от широкого угла 12мм (экв. 24мм) до умеренного телеположения 100мм (экв. 200мм). А так как это объектив из PRO серии, у него имеется пыле-влагозащита уровня IP53, корпус металлический. Ну, и само собой разумеется, что качество картинки у этого объектива, несмотря на щедрый разлет фокусных, прекрасное.
Существуют и более дешевые универсальные зумы в системе. Panasonic 14-140mm f/3.5-5.6 (экв. 28-280мм), но его я не пробовал пока что. А вот Olympus 14-150mm f/4-5.6 (экв. 28-300мм) могу смело похвалить. У него, понятное дело, на некоторых фокусных компромиссное качество картинки, но тут и разброс фокусных такой (одиннадцати кратный зум), что можно простить некоторую не идеальность. К тому же у его актуальной второй версии, также есть пыле-влагозащита. А вот Olympus 12-200mm f/3.5-6.3 (экв. 24-400мм) как по мне — это уже слишком любительская вещь. Там качество картинки невыдающееся, и это не искупает даже его кажущееся всемогущество.

3. XiaoYi (XiaoMi) YI 42.5mm F1.8

Этот объектив шел, как дополнение, в некоторых комплектах к неудачной камере Xiaomi YI M1. И он не является каким-то невероятным шедевром. Особенно с точки зрения исполнения. Корпус пластиковый, на котором всего один переключатель-слайдер, которые отвечает за переход в макро-режим. А ребристое колечко, которое можно было бы предположить, что для ручной фокусировки, на самом деле просто декоративное. Но объектив я этот отношу в категорию лучших по причине того, что он реально «ТОП за свои деньги», как часто говорят в народе про смартфоны Xiaomi. Эти объективы на вторичке стоят сущие копейки, от 50 до 70 долларов можно их найти легко. Произведено их было много, так что они в то же время и не являются чем-то редким. И что самое важное, картинка в обоих режимах у Xiaoyi 42.5mm f/1.8 — хороша. Он и как портретник вполне приятный, да немного неровные кружки в боке, если снимаешь в темноте, но в основном он способен генерировать симпатичное размытие заднего плана. А если его переключаешь в макро-режим, то он меняет максимальную светосилу на f/3.5, и если еще чуть прикрыть, хотя бы до f/5, то он демонстрирует прекрасные микроконтраст и резкость. Но тут в боке могут появляться гайки из-за недостаточно скругленной диафрагмы. В общем, прикол этого дешевого объектива в том, что он ничем не уступает по качеству картинки вдвое-втрое более дорогому Olympus 45mm f/1.8 (экв. 90мм) в портретном режиме. А когда тебе захочется поснимать макро, то заметишь, что он ничем не хуже, чем опять же более дорогой Olympus 30mm f/3.5 (экв. 60мм). Так что эта линза является, на мой взгляд, одной из лучших в системе по соотношению цена/качество.

Очевидно, что какие-нибудь профессиональные решения вроде Panasonic Leica 42.5mm f/1.2 или Olympus 45mm f/1.2 PRO — это шедевральные продукты. А самый мощный боке-монстр тут Olympus 75mm f/1.8 (экв. 150мм). Но все эти безусловно прекрасные, близкие к совершенству объективы, и стоят во много раз дороже, чем простенькое стекло от китайцев. А не у всех людей есть столько денег, особенно, если фото для них является просто хобби.

4. Panasonic Lumix G Vario 12-60mm f/3.5-5.6 ASPH. POWER O.I.S.

Один из относительно новых объективов Panasonic, которым они комплектуют камеры Lumix среднего уровня, как китовым. У него прекрасные фокусные для ежедневного применения, достаточно большой разброс. А светосила как у более простеньких китовых линз. Корпус, конечно, из пластика, и он компактен и легок. Но при этом у него есть еще и пыле-влагозащита, и резиновые уплотнения присутствуют. То есть, если коротко резюмировать все что я выше описал: он легкий, с удобными фокусными, но при этом защищенный и собран качественно. Ну и оптически 12-60 просто прекрасен. Очень резкая картинка, без мыла по углам, очень низкий уровень хроматических аберраций. На самом широком углу только они дают о себе знать, но запросто исправляются в конвертере, или самой камерой. Единственное, что мне не понравилось, достаточно заметные блики, если снимать в контровом свете. От боковых засветок бленда успешно спасает.

В 2012 году у Olympus был похожий кит 12-50mm f/3.5-6.3 (экв. 24-100мм). Но он похуже оптически, хотя и на него можно сделать пристойные кадры. Но все же у него еще и более громоздкая конструкция, ниже светосила на дальнем конце, и телеположение короче. Хотя он тоже обладал пыле-влагозащитой, а также мог переключаться в специальный макро-режим для более близкой фокусировки. Ну и стоит он на вторичном рынке, если посчастливится его отыскать в хорошем состоянии — раза в два дешевле чем Panasonic 12-60mm f/3.5-5.6.

5. Venus Optics Laowa 7.5mm f/2

Для системы Micro 4/3 довольно сложно сделать одновременно и очень широкий, и при этом светосильный объектив. Но с этой задачей отлично справились в Venus Optics. У них вообще какой-то уникальный подход к широкоугольникам и макро-объективам. Вроде молодая китайская компания, но уже завоевали уважение у массы фотографов, потому что делают высшего качества вещи. Вот и Laowa 7,5mm f/2 Compact Dreamer очень маленький и легкий. Но собран полностью из металла, даже маленькая бленда тут металлическая. И, не смотря на свою миниатюрность, объектив обладает светосилой f/2, что для настолько широкого угла впечатляюще. Ну а качество картинки предельно хорошее уже начиная с диафрагмы f/2.8. На максимально открытой все же углы слегка слабоваты. Несмотря на то, что объектив не относится к серии Zero-D, с исправленной почти до нуля дисторсией, тут также наблюдается практически полное отсутствие серьезных геометрических искажений. Дисторсия минимальная. И на него приятно снимать архитектуру, интерьеры и пейзажи, зная, что весь мир не будет корежить в кадре.

Существуют конечно и другие объективы с похожими фокусными, тот же корейский Samyang 7,5mm f/3,5 и китайские собраться. Но все они темнее, хуже оптически, и искажения там не исправлены никак, т.е. объективы ближе к fish-eye перспективе. «Рыбий глаз» иногда интересен, как эффект, но ты же не будешь им пользоваться постоянно. А исправляя дисторсию на посте, будешь терять часть картинки и обрезать края, что не хотелось бы делать, когда на камерах micro 4/3 и так разрешение в среднем 16-20мп.

Объектив выпускается в четырех вариантах:

  • с кольцом диафрагмы
  • автоматической диафрагмой
  • ультралегкий (для аэросъемки)
  • кинообъектив Laowa 7,5mm T2.1 Cine.

Не так давно еще вышел Laowa 6mm f/2 Zero-D (экв.12мм) — там угол еще шире, при сохранении высокой светосилы, да еще и обещают абсолютно ровную картинку. Но как бы он не был прекрасен, все-таки там и ценник выше, чем у 7,5mm в два раза.

Худшие объективы на Micro 4/3

1. Panasonic Lumix G 14mm f/2.5 ASPH (I и II)

Я говорил, что сложно будет найти по-настоящему плохие объективы в системе. И большая часть из них будут скорее компромиссные в чем-то. И глубина компромиссов просто меня, как пользователя не устраивает, поэтому они тут. Вот первый объектив, который я считаю плохим по совокупности плюсов и минусов, где минусы все же перевешивают. Из хорошего, тут мое любимое фокусное в эквиваленте. Я считаю его самым простым в освоении, потому на 28мм можно зачастую снимать не глядя. Это достаточно широко для стрит-фотографии от бедра. Но не настолько широко, чтобы слишком много лишнего захватить. Объектив долгое время был единственным фиксом в системе, именно с этим фокусным расстоянием. Он супер-компактный и невесомый, да и стоит копейки.

Но меня очень не порадовало, как он ведет себя в мало-мальски сложных условиях. Ловит блики, сильные хроматические аберрации, мыльноваты углы, медленный двигатель фокусировки (как и у Panasonic 20mm f/1.7 про который я упоминал). Он лишь чуть получше древнего блинчика Olympus 17mm f/2.8 (экв. 34мм). НО, опять но, и абсолютно чудовищным, ужасным и дрянным, этот объектив не назовешь. Все-таки у него хорошая резкость в центре кадра, и он действительно маленький и дешевый. Если не требуется божественное качество, то можно использовать и его, как карманный вариант, с какой-нибудь компактной тушкой, конечно же.

2. Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 PRO

Сейчас мне, наверное, захотят возразить. Какого черта, я в худшие решил записать профессиональный сверхширик. Да, качество картинки с него безупречное, он резкий, светосильный, металлический, пыле-влагозащищенный, и прочая-прочая — все что касается профессиональной оптики. Но меня очень сильно расстроило то, что у него чрезвычайно сильно торчит на самом широком углу выпуклое стекло. И из-за этого бленда встроенная не справляется с бликами. Так что, если ты собрался поснимать в ночи городской пейзаж, то будь готов, что появятся дурацкие блики от точечных источников света, такие вот как бывают на снимках с Iphone, к примеру.

Ну, и конечно же, будет и ловля бликов в дневное время от солнца. И из-за этой дурацкой конструкции с торчащим передним элементом ты не можешь накрутить спокойно на объектив фильтры, ни поляризационный, ни нейтральной плотности. Разве что через специальные переходники. Ну или прикрутить с помощью изоленты и такой-то матери, шучу конечно.

В общем, объектив прекрасный оптически, но у него такая конструкция, которую я не люблю. В этом плане более выигрышно смотрится Panasonic 8-18mm f/2.8-4 (экв. 16-36), у него хотя бы можно спокойно накрутить фильтры, и бленда хорошо защищает от бликов. Ну или еще более универсальный Olympus 8-25mm f/4 PRO (экв. 16-50мм). Да, они чуть поуже на широком углу, и там разница действительно заметна. Но я бы ради комфорта и душевного спокойствия лучше их использовал.

3. Panasonic Lumix G Vario 12-32mm f/3.5-5.6 ASPH.

Даже китовые объективы на Micro 4/3 отличаются завидным качеством картинки. И тут как раз придраться почти нет возможности. Разве что светлые объекты вроде ламп иногда имеют эффект свечения на этой линзе, скорее всего это сферическая аберрация недостаточно хорошо исправленная. В остальном, действительно, все в порядке. Резкость хорошая, есть встроенный стабилизатор, который без проблем стопа 4 экспозиции способен компенсировать.

Но у объектива складная конструкция, что я очень не люблю. Потому что у меня уже было несколько разных китовых объективов с таким же решением, когда линзы складываются в походный режим, и они все не могли похвастаться надежностью. Потому что при постоянном складывании-раскладывании, внутри жестоко перегибаются шлейфы внутри корпуса. И со временем они изнашиваются и ломаются. Ну а 12-32 ощущается и так достаточно хлипким, особенно его ранняя версия, у которой и байонетное крепление из пластика было. Позднейшие версии объектива стали делать с металлическим креплением. А еще там нет кольца для ручной фокусировки. Хотя китовые объективы и не должны быть крутыми, это же временные затычки, как правило, но все же, мне бы не хотелось, чтобы у меня вещи в руках рассыпались в прах, тем более что они ведь тоже стоят каких-то денег.

Есть еще пара объективов с электронным зумом похожих в выключенном состоянии. От самих Panasonic 14-42mm f/3.5-5.6 PZ (экв. 28-84мм), у которого очень слабый выдвигающийся хоботок, его едва тронешь, и приводу кранты. И несколько более надежный Olympus 14-42mm f/3.5-5.6 EZ, который мне нравится, даже не смотря на складную конструкцию и электронное зуммирование.

4. Olympus 15mm f/8 Bodycap

Это шуточный объектив-крышечка. Маленький, предельно тонкий, темный, только с ручным управлением, и простенькой оптической схемой. Это плохой объектив по всем статьям. У него мыльные углы. Резкость даже в центральной части невелика. А постоянная диафрагма f/8 заставит тебя полагаться только на матричный стабилизатор камеры, или повышать ISO, что неразумно на Micro 4/3. Ну или просто ловить смазы, в сколько-нибудь сложных условиях. Этот объектив точно никому не порекомендуешь, как нечто крутое.

Но у него своя философия, как и у его широкоугольного собрата Olympus 9mm f/8 Bodycap (экв. 18мм) — это объективы созданные для тех, кто устал от совершенства оптики, устал от резкости, от крутых просветлений, и сложных оптических схем. Это плохие объективы, которые сделаны таковыми специально, ради смеха, и это хорошо.

Еще Lomography делали комплект подобных стекляшек под названием Experimental kit. И удивительно неплох оказался, к примеру, Rockstar 10mm f/8 (экв. 20мм), который я попробовал как-то раз. А вот 7artisans 18mm f/8 UFO (экв. 36мм) — это ерунда полнейшая, мне он не понравился, по крайней мере первая версия, где не было возможности фокусироваться, а фокус был настроен по-умолчанию так, что картинка не в гиперфокале.

Я люблю специально использовать подобные несовершенные объективы, для того чтобы создать некий художественный эффект. Сейчас все чаще использую монокль сделанный из «Индустара». Там куча хроматических аберраций, и мощная сферическая аберрация, создающая удивительное свечение. Все эти объективы очевидно плохие, и брать их новичку не стоит. Они нужны тем людям, которые немного пресытились идеальными картинками, и вдруг поняли, что им захотелось нарочитого lo-fi.

5. Mitakon ZhongYi Speedmaster 25mm f/0.95

Одна из несколько надуманных слабых сторон системы Micro 4/3 — это трудность получения боке, мощного размытия заднего плана. Из-за кроп-фактора 2, получается, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – шире тоже примерно в два раза, чем на полнокадровом фотоаппарате. Узость ГРИП зависит все-таки не от размеров матрицы, а от фокусного расстояния объектива, светосилы, и отношения расстояний между объектом съемки, снимающим и задним планом. Но из-за кроп-фактора, угол обзора объективов на Micro 4/3 будет узкий, но фокусное-то не меняется. То есть, на фулфрейме 25mm f/1.8 будет давать такой же ГРИП, как и 25mm f/1.8 на «микре», но угол обзора будет как если бы ты снимал на полнокадровый «полтинник». Короче говоря, нам, простым людям, подавай замыливание заднего плана, да поядренее. Поэтому не удивительно, что стало появляться все больше объективов с фантастической светосилой f/0.95.

Я вынес, как пример, Mitakon 25mm, потому что недавно его тестировал.

И у него на самом деле хоть сколько-нибудь рабочее состоянии начинается, как только прикроешься хотя бы до f/1.4. Все же большая светосила — это хорошо, конечно, но это же и проблемы с хроматическими аберрациями, и слабеющая периферийная резкость. А если это еще и китайский объектив за скромный прайс, где контроль качества не всегда хоть какой-то имеется на производстве, то надо понимать, что ждать чудес не стоит. Хотя ZhongYi фирма немолодая, и производит оптику с 1986 года, опыт у них есть вроде. Но я считаю, что все эти сверхсветосильные объективы не слишком полезны, все-равно, чтобы добиться удобоваримого качества, ты будешь вынужден прикрываться. Ну и зачем тогда эта бессмысленная большая дырка? Ради пресловутого размытия, даже ценой того, что основной объект съемки тоже будет весь мыльный, и всюду попрут аберрации.

Понятно, что существуют и объективы с диафрагмой f/0.95 приличного качества, к примеру серия Argus у Laowa, или Voigtlander (ныне Cosina). Но они и стоят совершенно других денег. Уже где-то в районе 800-1000 долларов за объективы с только ручным управлением не каждый захочет платить.

Выводы

Надеюсь, что несколько облегчил вам выбор оптики своей статьей, а не запутал еще больше. Помните главное — важно самому понять, что ты собираешься снимать, какие у тебя задачи. А дальше уже соответственно этим задачам подбирать объективы, ориентируясь на соотношение цены и качества. Не бывает безумно дешевых скрытых шедевров, но бывают сбалансированные линзы. Как и покупка дорогущего объектива, не всегда означает, что он будет божественно прекрасен. Благо за много лет существования системы Micro 4/3 накопился воистину огромный пул оптики на любой вкус и кошелек. Так что каждый пользователь, будь то любитель или профи, всегда сможет найти себе подходящую стекляшку, с которой получит отличные кадры. Чего и вам желаю.

Послесловие от автора сайта

Добавлю пару слов от себя. В отличие от Саши Акимова, я смотрю на систему Micro 4/3 со стороны Panasonic Lumix GX8, а не Olympus. И больше как видеограф.

По моему скромному мнению лучшего объектива в системе нет (надеюсь, что «до сих пор»). Лучший объектив это 12-60/1,8 OIS PZ за 1000 долларов США. Раньше мне казалось, что это фантастика. Но потом вышел Tamron 17-70/2,8, а значит можем таки, если хотим…

Обилие оптики в системе – это враг, а не друг. Энергия многих инженеров и финансы на разработку были распылены по сотне повторяющих друг друга фиксов и никчемных по совокупности характеристик зумов. Маркетологам всё равно где получать зарплату. Они высосали ресурсы системы и пошли продвигать очередные пылесосы или автомобили из жести.

Ну и добавлю к перечисленным выше объективам свой небольшой рейтинг:

Лучшие объективы:

  • Panasonic Leica DG Vario-Elmarit 12-35mm f/2.8 ASPH. POWER O.I.S. – к сожалению, лучший объектив для видеосъемки на камеры Lumix G и его коллега – OM SYSTEM M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 PRO II
  • Panasonic Leica DG Summilux 25mm f/1.4 II ASPH. – классный полтинник с очень «доброй» и «светлой» картинкой и очень злой ценой
  • Sigma 16mm, 56mm f/1.4 DN – очень хорошие фиксы для любой кроп-системы (если умеете обрабатывать хроматические аберрации).

Худшие объективы:

  • Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH.
  • Panasonic Leica DG Vario-Summilux 25-50mm f/1.7 ASPH. – два высера маркетологов. За цену этих двух стекол можно купить б/у автомобиль…
  • Panasonic Lumix G Vario 14-42/3,5-5,6 II ASPH. OIS – кит, который поставлялся с некоторыми камерами, в том числе и с моей. Резкость по краям поля кадра ужасная. Это заметно даже при 4K видеосъемке с дополнительным кропом 1,6x… При первой же возможности избавляйтесь от него. Например меняйте на Panasonic Lumix G Vario 12-60mm f/3.5-5.6 ASPH. POWER O.I.S., описанный выше.

А система таки умирает, что видно по неадекватным в последнее время ценникам.

И хоронят систему не только маркетологи, но и авторитетные блогеры, или не обладающие системным мышлением, или те, кого интересуют только доходы от рекламы и интеграций.

Когда-нибудь мы станем ностальгировать по цветам Live MOS так же, как сейчас некоторые ностальгируют по цветам CCD…

Читайте также:

© 2024 Andrew Lazarev Production – Видеограф, фотограф в Тренто, Трентино-Альто-Адидже, Италия. Блог фотографа. Блог видеографа.