Fujifilm FinePix S5 Pro - обзор от Радоживы - обложка статьи
15.02.2022

Fujifilm FinePix S5 Pro – обзор от Радоживы

Автор: Andrew Lazarev

Обзор легендарного цифро-зеркального фотоаппарата Fujifilm FinePix S5 Pro c Super CCD SR II сенсором и уникальной цветопередачей от автора фотоблога «Радожива».

Fujifilm FinePix S5 Pro – легендарный цифровой зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой, представленный в сентябре 2006 года. Имеет огромное количество необычных и странных особенностей. До сих пор ценится за отличную цветопередачу и динамический диапазон, имеет непревзойденные возможности по работе в светах.

Камера Fujifilm FinePix S5 Pro очень сложна для понимания, капризна, с множеством подводных камней. Но кто сможет понять ее суть – тот с легкостью будет получать уникальный результат сразу при съемке в JPEG.

Вокруг камеры крутится много интересных легенд и еще больше откровенных заблуждений. Я работаю с Fujifilm FinePix S5 Pro вот уже больше 10 лет и постоянно открываю ее новые необычные способности. Из-за того, что особенностей у Fujifilm FinePix S5 Pro вагон и тележка, многие фотолюбители, профессиональные фотографы и даже обозреватели фототехники не вникают в суть камеры, допускают ошибки и плодят множество неверных выводов. В то же время познавшие суть и принципы работы с Fujifilm FinePix S5 Pro получают превосходный результат.

Владение Fujifilm FinePix S5 Pro сродни посещению религиозной секты. Владельцам Fujifilm FinePix S5 Pro открывается Великия Истина о цвете, динамическом диапазоне и работе в Светах. Может ли что-то быть лучше Fujifilm FinePix S5 Pro? Конечно же – это дуальное божество: Fujifilm FinePix S3 Pro / Fujifilm FinePix S5 Pro. Но Fujifilm FinePix S3 Pro настолько непознаваемая, что упоминается в глобальной сети гораздо реже более современной Fujifilm FinePix S5 Pro.

Фотоаппарат Nikon D200 PNG

Fujifilm FinePix S5 построена на базе фотоаппарата Nikon D200. Корпус Fujifilm FinePix S5 практически полностью повторяет корпус Nikon D200. Fujifilm FinePix S5 поддерживает все объективы с байонетом Nikon F, которые поддерживает Nikon D200. У камер один и тот же модуль фокусировки и тот же самый датчик замера экспозиции.

Модуль замера экспозиции камеры Fujifilm S5 Pro

Подавляющее большинство функций Nikon D200 были перенесены в Fujifilm FinePix S5. Периферия для Nikon D200 (вспышки, батарейные блоки, дополнительное оборудование) полностью совместима с Fujifilm FinePix S5.

Главные отличия Fujifilm FinePix S5 от Nikon D200

  1. Абсолютно разные сенсоры, которые формируют итоговое изображение.
  2. Fujifilm FinePix S5 имеет существенно более низкую скорость серийной съемки, которая составляет максимум 3 кадра в секунду.
  3. Fujifilm FinePix S5 имеет более скудный буфер кадров.
  4. Аккумуляторы от Nikon D200 не подходят к Fujifilm FinePix S5.
  5. Fujifilm FinePix S5 имеет абсолютно другое меню, которое в корне отличается от меню Nikon D200.
  6. У Fujifilm FinePix S5 есть некоторые особые функции, которых нет в Nikon D200. Например, у Fujifilm FinePix S5 есть возможность посмотреть количество срабатываний затвора прямиком из меню.

Особенности сенсора Fujifilm FinePix S5 Pro

Сравнение сенсора Fujifilm S5 Pro с традиционным сенсором с фильтром Байера

Если вкратце описать Fujifilm FinePix S5 – то это будет всего несколько строк, которые касаются ее сенсора:

  • Fujifilm FinePix S5 использует уникальный сенсор изображения SUPER CCD SR II (его еще могут называть «SUPER CCD SR PRO»). Сенсор основан на двух типах субпикселей, которые имеют абсолютно разные предназначения. Субпиксели разделяют на маленькие «R» (6 мегапикселей) и большие «S» (6 мегапикселей). Одни формируют разрешение, другие отвечают исключительно за динамический диапазон. Потому часто пишут, что сенсор Fujifilm FinePix S5 имеет не 12 МП, а «6+6 МП». Камера смешивает данные с обеих типов субпикселей и на выходе дает уникальное изображение. Главные особенности качества изображения: хороший цвет (благодаря CCD S-пикселам), хороший динамический диапазон (благодаря R-пикселам) и очень низкий уровень шума на низких значениях ISO. Дополнительной приятной особенностью является очень хорошая работа в светах. Света легко вытягиваются/восстанавливаются. Практически такой же сенсор использует и более старая камера Fujifilm FinePix S3.
Структура субпикселей сенсора фотоаппарата Fujifilm S5 Pro
  • Смешивание данных – трудоемкий процесс. При использовании R и S субпикселей максимальная скорость серийной съемки составляет всего 1.5 кадра в секунду. R пиксели можно отключить в меню (установить значения динамического диапазона равное 100%) и получить 3 кадра в секунду.
  • Сенсор Fujifilm FinePix S5 использует 14-битную глубину цвета для S-пикселей и 14-битную глубину данных для R-пикселей. Все остальные сенсоры размера APS-C и CCD типа используют только 12-битную глубину цвета. На выходе Fujifilm FinePix S5 создает RAW-файлы объемом 25 МБ (если используется значение динамического диапазона 130-400 %).
  • RAW файлы сохраняются без сжатия и потерь. Существует сложность проявки RAW-файлов сторонними конвертерами. Сложная структура RAW-файлов (при использовании всех субпикселей) не позволяет эффективно применять популярные RAW-конвертеры. Это очень важное замечание. Лучше всего для проявки RAW использовать оригинальное программное обеспечение Fujifilm Hyper-Utility HS-V3. Для тех, кто любит популярные RAW-конвертеры, есть хитрость. С помощью Fujifilm Hyper-Utility HS-V3 можно получить качественный TIFF, который позже можно обработать сторонним конвертерами.
  • Субпиксели имеют особую восьмигранную форму и повернуты на 45 градусов. Такая структура позволяет эффективно использовать интерполяцию и получать в снимки на 12 МП. Из-за необычного строения и расположения субпикселей в форме полигональной структуры, отдаленно похожего на зерна серебра в фотопленке, получаемое изображение имеет свой собственный «характер». Технология октогональных пикселей берет свое начало еще в начале 2000-х, с выходом Fujifilm FinePix S1 Pro.
Субпиксели сенсора фотоаппарата Fujifilm S5 Pro повернуты на 45 градусов
  • Правда, интерполяция дает малую реальную детализацию. В лучшем случае можно говорить о «честных» 8-10 МП, но никак не о 12 МП (если сравнивать с камерами, построенными на базе классических CMOS или ССD сенсоров). К сожалению, детализация, в том числе, хромает и из-за толстого антимуарного фильтра. Принято считать, что Fujifilm FinePix S5 любит, когда вместе с ней используют очень резкие объективы. Антимуарный фильтр у Fujifilm FinePix S3 существенно тоньше, а потому считается, что изображение с Fujifilm FinePix S3 еще лучше.
  • Изображение может страдать диагональной пикселизацей «лесенкой». Причина: разная передача деталей в вертикальном/горизонтальном и диагональном направлении, связанная с особой компоновкой субпикселей, их поворотом и интерполяцией. Лечится такой недуг съемкой в режиме 6 МП. Визуально «лесенка» проявляется очень редко.
  • Оригинальная утилита позволяет конвертировать исходные RAW-файлы в 16-ти битный TIFF. Полученный TIFF хорошо тянется сторонними конвертерами и позволяет получать оригинальный цвет.
  • Сенсор дает возможность использовать ISO 100, большинство 6 МП APS-C CCD сенсоров могут использовать только базовые ISO 200 (по типу Nikon D100, D70, D70s, D40, D5, Nikon D1x).
  • Программное обеспечение камеры имеет специальные режимы съемки f1a, f1b, f1c, которые оптимизированы для хорошего скин-тона. Мало какая камера прямым текстом говорит о качестве скин-тона.
  • Сенсор Fujifilm FinePix S5 позволяет использовать Live View, что большая редкость для цифровых зеркальных камер, построенных на базе CCD-сенсора.
  • Fujifilm FinePix S5 создает большой уровень шума на высоких ISO и вовсе не интересна при работе на ISO выше 800. В первую очередь Fujifilm FinePix S5 интересна только на низких ISO.
  • Широкий динамический диапазон сенсора доступен только на значениях ISO от 100 до 1000. Широкий динамический диапазон имеет физическое обоснование. На значении ISO 1250 R-субпиксели, которые как раз и отвечают за расширение динамического диапазона, автоматически отключаются. А потому на высоких ISO Fujifilm FinePix S5 ничем особым не отличается от камер с обычными старыми 6 МП сенсорами. Правда, все немного сложнее, и даже на высоких ISO сенсор имеет определенные преимущества в динамическом диапазоне, нежели обычные старые 6-10 МП сенсоры, построенные на базе обычного CCD.
Сравнение структуры обычных CCD сенсоров с сенсором Fujifilm S5 Pro
  • CCD-сенсорам свойственно выгорание пикселей/субпикселей с течением времени. Со временем количество «мертвых», «битых», «выгоревших» пикселей существенно увеличивается.
  • Во время съемки нельзя отключить шумоподавление (даже на ISO 100 и даже в родном конвертере при съемке в RAW).
  • Большое энергопотребление сенсора приводит к быстрому разряду аккумулятора. А также это дает быстрый нагрев сенсора при работе в режиме Live View, а сам режим Live View работает максимум 30 секунд.

Примеры снимков с фотокамеры Fujifilm FinePix S5 Pro

Все эти особенности, сложности и заморочки уходят на второй план после первых же снимков, просмотренных на мониторе компьютера или в печатном варианте. Цвет Fujifilm FinePix S5 и динамический диапазон завораживают.
Ничего подобного уже никогда не будет выпущено. Fujifilm FinePix S5 (и Fujifilm FinePix S3) останутся навсегда уникальными камерами с уникальной картинкой.

Видеообзоры Fujifilm FinePix S5 Pro

Технические характеристики Fujifilm FinePix S5 Pro

КорпусМагниевый сплав
Герметичные швы корпуса
Размеры изображений4256 x 2848 (12,1 МП)
3024 x 2016 (6,1 МП)
2304 x 1536 (3,5 МП)
Режим Raw + JPEGда
Автофокус11/7 областей TTL
Multi-CAM 1000
обнаружение фазы TTL
диапазон обнаружения: от -1 до 19 EV (ISO 100, 20 °C)
Зоны АФавтофокусировка по одной области
динамическая автофокусировка с трекингом и блокировкой фокуса
групповая динамическая автофокусировка
динамическая автофокусировка с приоритетом ближайшего объекта
Замер экспозиции3D цветовой матричный замер II
1005-пиксельная ПЗС -матрица
iTTL-вспышкада
ЧувствительностьISO 100–3200
Скорость затвора30–1/8000 с
Скорость X-Sync 1/250 с
Кольцо диафрагмы AIда
Серийная фотосъемкаСтандартный динамический диапазон
JPEG 12 МП / fine: 3,0 кадра в секунду, до 21 кадра *
JPEG 6 МП / fine: 3,0 кадра в секунду, до 21 кадра *
RAW: 3,0 кадра в секунду, до 21 кадра *
 
Широкий динамический диапазон (Auto DR)
JPEG 12 МП / fine: 1,6 кадра в секунду, до 7 кадров *
JPEG 6 MP / fine: 1,6 кадра в секунду, до 7 кадров *
RAW: 1,4 кадра в секунду, до 8 кадров *
 
* до значительного замедления
Баланс белогоавто
девять предустановок
ручные предустановки (пять)
температура по Кельвину
точная настройка
Пленочные эффектыF1
F1a
F1b
F1c
F2
Динамический диапазонавто
100 % (стандартный)
130%
170%
230 % (W1)
300%
400 % (W2)
Выдержки затвора30 сек – 1/8000 сек
ручная выдержка
Синхронизация со вспышкой1/250 сек.
Контроль экспозиции1/3, 1/2 или 1 EV
ЖК монитор2,5-дюймовый ЖК-дисплей
230 000 пикселей
съемная защитная крышка
Live viewцветной или монохромный
максимум 30 секунд
ИнтерфейсUSB 2.0
Дистанционное управление10-контактный разъем дистанционного управления
пульт дистанционного управления USB 2.0 с использованием дополнительного программного обеспечения
Аккумуляторлитий-ионный NP-150. 7,4 В, 1500 мА·ч
Место храненияCompact Flash Type I/II
Вертикальный хватMB-D200
Габаритные размеры170 х 113 х 74 мм
Вес (без батареи)830 г
Другие параметрыновая версия процессора «Real Photo» и «улучшенный» сенсор Super CCD SR Pro
совместимость с приемником GPS
блокировка функций (защищена паролем)

Полезная информация и рабочие ссылки

© 2022 – Andrew Lazarev Production – блог фотографа, блог видеографа.

Автор текста, иллюстраций и фотографий – Аркадий Шаповал, профессиональный фотограф в Киеве и киевской области, автор блога Радожива, автор статьи о лучших советских объективах.